Для меня очень важные ценности — репутация и наследие, которое я оставлю после себя
Ректор ОНМедУ, академик Валерий Запорожан, почетный доктор ведущих мировых университетов, лауреат престижных международных и государственных наград, почетный гражданин города Одессы, мог бы сделать карьеру в США или Европе, однако вместо этого всю жизнь посвятил Одесскому национальному медицинскому университету и родному городу. Он окончил университет полвека назад и выбрал его своим единственным местом работы. Так, Валерий Николаевич дослужился до ректора Одесского университета и превратил его в один из самых престижных вузов страны.
По случаю 50-летнего юбилея выпуска из тогда еще Одесского института мы поговорили с Валерием Запорожаном о студенческих годах, о его пути в медицину, о профессиональных вызовах и непростом выборе, который приходится делать каждому ученому.
— Поздравляем с юбилейной датой. Вы верите, что уже 50 лет прошло?
— В это сложно поверить! Я окончил школу в 1965 году, поступил в Одесский медицинский институт, и с того дня я всегда в этих стенах. Закончил обучение в 1971 году, ровно полвека назад. Стал кандидатом наук и прошел весь путь — от студента до ректора нашего университета.
— В какой момент вы решили связать свою жизнь с медициной? В вашей семье были медики?
— Я из казацкого рода, все мужчины в роду были военными. Поэтому никто в семье не мечтал о том, чтобы я стал врачом. Как все мальчики в то время, я хотел стать космонавтом, потом — физиком. В школе учился у прекрасных учителей, которых до сих пор помню. Когда начал увлекаться биологией, генетикой, биофизикой, они направляли меня и помогали находить ответы на мои вопросы. В какое-то время это хобби заполнило все мое свободное время. Физика и биофизика вывели меня к медицине. Мне хотелось знать все о человеческом организме, чтобы иметь возможность помогать другим. Когда это осознание пришло, я в последний момент успел подать документы — и в 1965 году стал студентом первого курса Одесского медицинского института имени Николая Ивановича Пирогова.
— Вы выбрали этот университет, потому что он в вашем родном городе?
— Безусловно, этот фактор сыграл свою роль, но он не был единственным. Университет уже тогда был рейтинговым и популярным, академики и профессора, преподававшие в нем, были известны далеко за пределами Одессы. Поэтому выбирать долго не пришлось, я пошел на медицинский факультет. С первых дней я точно знал, что буду заниматься наукой. К моим любимым дисциплинам — биология, биофизика, генетика — добавилась философия. С третьего курса я возглавлял студенческий философский кружок, затем увлекся хирургией и стал главой хирургического кружка, мечтал о карьере нейрохирурга. Однако генетика все же перевесила. Головной мозг — самый сложный и самый интересный для изучения орган, но совсем другое — таинство рождения. Помогать новой жизни появиться в этом мире… Не знаю, с чем можно сравнить эти ощущения. Так я окончательно понял, что акушерство и гинекология — мое призвание.
— Какой была ваша студенческая жизнь? Поделитесь самым ярким воспоминанием.
— Я был очень активным. Как говорят, всегда бежал впереди паровоза. Программы, конференции, научные мероприятия — я пытался успевать везде, поэтому студенческой жизни в ее современном понимании у меня и не было. С моей целеустремленностью уже тогда я отчетливо осознавал, чего хочу и почему я здесь. Поэтому все время проводил на лекциях, в библиотеке или в больнице. Но самое большое удовольствие получал от общения с преподавателями, а среди них было немало действительно выдающихся людей —известные хирурги, академик Ясиновский. Я принимал самое активное участие в работе студенческих кружков, потому что на заседания приходили преподаватели, и можно было не просто задавать вопросы, а дискутировать с ними. Это доставляло невероятное удовольствие. А потом уже началась первая практика: на 4-м курсе мне впервые доверили скальпель. Я до сих пор чувствую волнение, когда вспоминаю тот день.
— Как это было?
— Как и все студенты-медики, я очень хотел быть в операционной, поэтому буквально ночами сидел в хирургической клинике — то принести, то помочь с носилками, то выполнить разные мелкие поручения. У нас тогда был замечательный проректор по учебной работе с кафедры хирургии — Борис Иванович Дмитриев. Я настолько надоел ему своими ночными дежурствами, что однажды, когда произошла ургентная ситуация, было много больных, и ему не хватало рук, он пригласил меня ассистентом. Борис Иванович дал мне пинцет и скальпель, мы начали работать. Описать те ощущения сложно. Во-первых, момент искренней радости и эмоционального подъема. Во-вторых, огромная ответственность, потому что опытный хирург тебе доверил, и ты не можешь его подвести, не имеешь права на ошибку.
— 50 лет назад вы могли представить себе, что со временем возглавите свою альма-матер?
— Знаете, тогда самой большой моей мечтой и амбицией была должность врача в районной клинике. Когда меня направили хирургом в Александровку, я чувствовал себя на седьмом небе. Параллельно работал над кандидатской диссертацией. Я ее успешно защитил и получил приглашение на кафедру акушерства и гинекологии — там было свободное место. Мыслей о том, что я когда-то возглавлю кафедру, а тем более целый университет, у меня и не было.
— С первого курса и до сих пор ваша жизнь связана с Одесским университетом. Вы не жалеете, что не попробовали большего, не уехали за границу, например?
— Моя активность помогла мне реализовать себя не только в науке, практической деятельности и преподавании. Мне повезло иметь друзей по всему миру. Я получал очень заманчивые предложения поработать в других странах — в Европе, США. Понятно, что в тех университетах шансы сделать яркую карьеру удваиваются. Но я очень ценю свое окружение: моих учителей, коллег, учеников. Я просто не смог оставить все совместные проекты, оставить своих учеников, которые писали диссертации и выбрали меня своим научным руководителем. Наша кафедра — это семья, понимаете? Я чувствую и тогда чувствовал, что нужен здесь, что должен быть рядом с людьми, которых люблю и которые любят меня. Вторая причина — Одесса. Я мог бы стать космонавтом или физиком, стал врачом и ученым, но я всегда был в первую очередь одесситом. Я слишком люблю Одессу и этих людей, чтобы уехать.
— Как вы боретесь с выгоранием? Откуда черпаете энергию и вдохновение?
— Я могу ответить вам словами Шекспира, у него есть прекрасная сентенция. «Люблю людей, я их жалею. Вот почему я выбрал этот путь. Познать людей и, несмотря на это, познанью роковому вопреки, к ним сохранить любовь — не только жалость. Вот счастье для меня…». Мой рецепт — занимайся тем, что любишь.
— Какой совет вы дали бы сегодняшним студентам ОНМедУ?
— Сейчас, ретроспективно оценивая свою жизнь, я пришел к выводу: если хочешь получать удовольствие от жизни, делай то, что можешь делать лучше других. И всегда делай это с любовью. Кроме знаний, компетенций, которые необходимы каждому специалисту и особенно врачу, необходимо развивать эмпатию, любить людей, отдавать себя. Это состояние я называю творческим куражом, тогда дело идет, дает реализацию и удовлетворение. Молодым людям я хотел бы сказать: жизнь слишком коротка, цените свое время и используйте его по полной — здесь и сейчас.
— На этом этапе, когда так много прожито и сделано, что вы считаете главным?
— Есть такой принцип самураев: не важно, успел ты дойти до цели или нет, важно, как ты к ней шел. Для меня очень важные ценности — моя репутация и мое наследие. Я делаю все для того, чтобы оставить после себя процветающий университет, мощную кафедру, цветущую Одессу, которой я служу всю свою жизнь, поколение успешных ученых и врачей, которых я учил и всегда поддерживал.